Язычество древних славян
Автор: Соколов Александр
Год написания: 2003
Класс: 10
Работа ученика
Добавлено на сайт: 2006-09-09
Научно-практическая конференция «Способность, труд, талант» по Истории
Авторская пунктуация и орфография
Рецензия
Рецензируемая работа представляет большой интерес и заслуживает поощрения, исходя из нескольких положений. Прежде всего - это сама тема: «Язычество древних славян». В наш технический век компьютеризации, высших технологий и проч. мало кто обращался к истории, истокам культуры народов, в том числе славянских, которая оставила глубокий след в мировой культуре. Во-вторых, следует отметить большой труд, проделанный учеником по подбору и специализации материала для реферата. И, наконец, структура работы и само изложение материала, логическая последовательность и выводы >о влиянии природы на духовное формирование человека. Это хорошо показано в разделах «Обряды и приметы», «Модель мира в представлении славян», и об этических принципах древних славян, представлении о добре и зле, Прави и Криви. Об этом наследии никогда не следует забывать. Работа очень хорошая и заслуживает поощрения.
Мокряк В.И (Доктор Юридических Наук)
Введение
Для начала я хочу отметить, что язычество славян как вера существует и по сей день. В понимании большинства людей, особенно верующих, язычники - это все равно, что сатанисты, но это не так. На самом деле язычество по духу гораздо ближе к христианству, но является более развитой и свободной верой. В ней нет неоспоримых догм, нет «заповедей», и моральные принципы, трактуемые ею, менее понятны, если над ними не задумыватся.
Для того, чтобы это стало более понятно, я проведу некоторые параллели с христианством. Одна из десяти заповедей, елей верить библии, составленных самим богом, гласит — не убий. Однако же христиане во все времена, не стесняясь ее, нарушали, а одна библейская легенда даже гласит, что господь удлинил день, дабы его «возлюбленный народ» мог уничтожать своих врагов, неверных, поклоняющихся идолам. «Возлюби ближнего своего. Как самого себя» - это так же ода из тех самых заповедей, но кто же является для христианина ближним? Только другой христианин да покаявшийся язычник, никогда христиане не считали своим ближним человека другой веры, какой бы она не была. В этом и состоит основное различие христианства и язычества. У славян было много богов, и единой веры у них не было, хотя отличия являлись весьма несущественными, как то имена богов, их количества и.т.п. Но разве хоть раз сталкивались язычники в бою из-за этой разницы? Нет. Почитай своих богов и УВАЖАЙ чужих - вот тот принцип, по которому и жили эти люди.
Как уже было сказано выше, у язычников не было заповедей, по которым они должны были жить, и все-таки это не была вседозволенность - существуют такие понятия, как путь Прави и путь Криви - и воин, убивающий людей в битве не из корысти, а из желания защитить свою семью, свой род, и знахарь, их лечащий, делали одинаково правое дело. Некоторые споры славяне могли разрешить с помощью «божьего суда» (надо думать, что суд - это одна из ипостасей Рода, олицетворение справедливости). Божий суд являлся поединком, проводящимся исключительно при свете дня (считалось, что солнце - глаз богов), и проводился он не до смерти (как правило). Объясняется это тем, что считалось, что боги принесут победу человеку, сражающемуся за правое дело - и вследствие этого в определенных случаях один из участников мого поставить на круг вместо себя человека, согласного сражаться за его дело.
Убийства «из-за угла» не почитались славянами - исключение составляет месть. За убийство из мести заранее просили прощения у богов, а в некоторых случаях даже просили их о помощи.
В христианстве - единый бог и множество святых, в язычестве - бог верховный, не вмешивающийся в земные дела, и боги, присматривающие за людьми (в христианстве многие из них приняли образ святых, но их функции остались прежними). По сути, в этом отношении разница этих религий состоит именно в этом, но у язычников гораздо лучше развито представление о человеке и его месте в этом мире. Показать это и является главной целью данной работы.